Интервью, Миямото Сихана взятое журналом «KIMUSUBI»
Проблема, когда падение происходит слишком рано или слишком поздно. Этому нельзя научить, каждый учится этому сам. Таким образом, уке должен всегда стоять, в контакте и защищая себя, и контратаковать в случае необходимости. Это не механическая работа, потому что никогда не повторяется, каждый раз это по разному. Это работа по адаптации и контакту, надо соединится с партнером, как бы то ни было в атаке или в защите и защита это та же атака. Работать с оружием это значит узнать дистанцию, на которой вы уязвимы.
— Как вы открыли для себя айкидо?
— МС: Я начал заниматься айкидо в 1971 году, это был мой первый год в университете, я уроженец Фукуока, самого большого города провинции Киуcу, и как во многих больших городах Японии, дети занимаются дзюдо, кендо, карате. Я же решил делать что-то особенное и, только придя в институт, я смог открыть для себя айкидо в университетском клубе.
— Кто был вашим Семпаем в то время?
— МС: Учитель Суганума.
— Какое место занимает айкидо среди других боевых искусств в Японии?
— МС: Дзюдо, Кендо, Карате, Айкидо… оно идет четвертой позицией. Большинство японцев знают о существовании айкидо, но они не знают конкретно, о чем речь. Есть, может быть, коло 700 000 практикующих айкидо.
— Что у вас осталось в памяти от того времени?
— МС: Я вспоминаю три вещи, утром подъем в 5.15, далее домашние дела, и 6.30 тренировка с Доcу (тогда Киccемару Уесиба). Вечером последняя тренировка в 21.30, еще надо убраться и поесть, что мы делали в основном на улице. Я засыпал к 22.30. Я любил много тренироваться.
— Вы уже были раньше во Франции?
— МС: Да , 10 лет назад. По случаю недельной стажировки в Аркахоне, организованном федерацией Тамура Сенсея. Туда был приглашен Суганума Сенсей, но он не смог и туда был отправлен я, Я вспоминаю город Бордо, связанный с Вокуока. Все современные и старые будо были представлены там.
— Вы уже знали тогда Тамура Сенсея?
— МС: Я уже слышал тогда о нем, он был самым известным деси после войны.
— Что вы пытаетесь передать вашим ученикам?
— МС: Я передаю то, что я хочу практиковать, то, что мне кажется необходимым практиковать. Я могу все время долго работать над икке. Я не делаю демонстраций, я беру какую-нибудь форму перемещения или технику и работаю над ними.
— Видно, что вы находитесь в постоянном поиске во время тренировок.
— МС: В том же перемещении есть столько возможностей, столько можно сделать, столько открыть… Не стоит делать 50 разных перемещений, если из одного вы не можете сделать все. Например, в перемещение ирими есть все возможные техники, все вариации, и все уровни гедан, чудан, дзедан, омотэ и ура.
— Какое место занимает оружие в вашем айкидо?
— МC: В Хомбу Додзе нет специальных тренировок с оружием, хотя это очень важно. В особенности в том, что касается занcин и ма-ай. Эти понятия, которые можно понять только через работу с оружием.
— Что вы ждете от уке?
— МС: Я что-то делаю и уке должен естественно среагировать. Я тоже должен естественно на него среагировать, при условии, что он остался стоять. Уке должен быть все время в контакте до последней секунды, в которой нет другого выхода, кроме как упасть. Проблема, когда падение происходит слишком рано или слишком поздно. Этому нельзя научить, каждый учится этому сам. Таким образом, уке должен всегда стоять, в контакте и защищая себя, и контратаковать в случае необходимости. Это не механическая работа, потому что никогда не повторяется, каждый раз это по разному. Это работа по адаптации и контакту, надо соединится с партнером, как бы то ни было в атаке или в защите и защита это та же атака. Работать с оружием это значит узнать дистанцию, на которой вы уязвимы.
— Где золотая середина между сопротивлением и гибкостью?
— МС: Быть гибким, это не быть жестким. Быть гибким это быть в гармонии с партнером. Это значит принимать, а не напрягаться. Если понять гибкость, то можно делать и другие вещи. Присутствие физическое и гибкое — это гармония, в которой нельзя быть побежденным.
— Каким вы видите айкидо во Франции?
— МС: Я нахожу, что люди работают упорно, но ошибка во внимании. Думают что видят, но не видят. Когда делают технику сильно, то думают что понимают, но на самом деле это не так. Когда думают что понимают, то начинают делать автоматически и это ошибка. Тамура Сенсей говорил, что технику надо украсть, это абсолютно так, особенно если ее показывают не более одного раза, надо видеть. Когда он показывает икке, ученики видят икке и говорят это икке и больше не смотрят, потому что думают что знают. Смотреть, видеть и затем тренировать, это ежесекундная работа. Но я доволен, так как вижу, что ученики работают серьезно.
— Видите ли вы разницу между практикующими во Франции и Японии.
— МС: Техника изучается таким же способом (смеется). В Хомбу Додзе каждый инструктор несет свой собственный взгляд…
— Какова ваша философия айкидо?
— МС: Айкидо это Будо, ее дисциплина и философия в практике, внутри практики. То, что важно это практиковать. Только практика может помочь решить ваши проблемы.
Интервью, взятое журналом «KIMUSUBI» у Миямото Сенсея.