Отношения учитель-ученик в будо. Питер Бойлан
Это перевод статьи. …Все, что я делаю и говорю, в среде классического будо будет отражаться на моих учителях. Если я неправильно себя веду или делаю невежественные или глупые комментарии, люди в мире будо будут жаловаться им и удивляться, каким таким вещам они меня учат. Моя обязанность – быть хорошим представителем моих учителей и не делать ничего, что могло бы поставить их в неудобное положение или создать для них проблемы.
«В тех будо, которыми я занимаюсь, отношения между учителем и учеником очень прочны, очень важны и занимают центральное место во всей природе этих будо. Классический идеал всех подобных отношений в Японии – это отношения родителей и детей, и во многих смыслах отношения учителя и ученика похожи на них. Учитель в окончательном итоге отвечает за все, что его ученик делает и говорит публично, как и родитель отвечает за своего ребенка, а от ученика ждут, что он будет обращаться к учителю за указаниями и поддерживать его даже при наличии расхождений во взглядах. Это очень отличается от того, как эти отношения поддерживаются в США, где я вырос и изначально занимался будо.
Все, что я делаю и говорю, в среде классического будо будет отражаться на моих учителях. Если я неправильно себя веду или делаю невежественные или глупые комментарии, люди в мире будо будут жаловаться им и удивляться, каким таким вещам они меня учат. Моя обязанность – быть хорошим представителем моих учителей и не делать ничего, что могло бы поставить их в неудобное положение или создать для них проблемы. Если я что-то говорю, это будет восприниматься как одобренное и поддержанное моими учителями. Они же должны будут расчищать тот беспорядок, который я создам своими словами или действиями. Мир классических будо в Японии невелик, и почти все знают друг друга через 2-3 человека максимум.
Каждый из моих учителей пошел на риск, принимая меня в свои ученики, но они сделали это не легкомысленно и быстро. Конечно, никто не заставляет вас неделями сидеть перед воротами храма в бушующий тайфун перед тем, как принять вас к себе, но вы и не сможете стать чьим-либо учеником, просто расписавшись в журнале и заплатив ежемесячный взнос. Уэйн Муромото написал у себя в блоге хорошую историю про людей, которые начинают заниматься, но которых их учителя не учат настоящей технике. Такие люди не становятся настоящими учениками, учителя не доверяют им, не обучают их истинному искусству и не берут на себя ответственности за то, что эти люди делают потом, когда уходят.
Когда я приехал в Японию, я присоединился к отличному клубу дзюдо по месту жительства, платил ежемесячные взносы и ходил на все тренировки, на какие мог. Однако я не был учеником, я был гостем, по крайней мере, в течение первого года. По окончании года меня стали приглашать на клубные мероприятия и походы, и, самое главное для меня, мое имя появилось на доске членов клуба. С этого момента учителя взяли на себя ответственность за меня. С этого момента я перестал быть просто еще одним приходящим в зал и стал учеником Ёсикава-сэнсэя. До этого, если бы я сделал какую-то глупость на тренировке или соревнованиях, что ж, я был просто прохожим. Но теперь я был учеником сэнсэя и, если бы я сделал что-то неправильное, мне бы никто ничего прямо не сказал. Сэнсэю бы досталось за то, что он не научил меня правильно себя вести, и он бы отвечал за все последствия моих действий. Я бы узнал о тех неприятностях и неудобствах, которые я ему доставил, только после того, как он начал бы все улаживать.
…..
Так же, как учитель отвечает за ученика, ученик берет на себя ответственность за учителя. Учителя не являются воплощениями идеалов. Бывает, они напиваются, говорят не то в неподходящее время, оказываются участниками конфликтов, как и все остальные. Когда, пройдя испытательный период, человек становится полноценным учеником своего учителя, это все становится и его ответственностью. Если сэнсэй напьется и оставит после себя беспорядок, ученики должны вернуть его домой и убрать за ним. Если сэнсэй участвует в конфликте с кем-то, ученики автоматически зачисляются в его союзники.
Так что сеть ответственности и взаимоотношений простирается гораздо дальше непосредственно вовлеченных в нее учителя и ученика. Поэтому неудивительно, что учителя подолгу приглядываются к ученикам, до того как начать считать их «своими». Ученикам также стоит использовать это время, чтобы приглядеться к тому, у кого они планируют заниматься, поскольку ответственность предполагает обоюдные обязательства и ученика будут точно так же судить по его учителю, как и по поведению ученика судят его учителя.»
Peter Boylan, «The Budo Teacher — Student Relationship»