Цитаты и размышления трех поколений семьи Уэсиба
Айкидо, боевое искусство, основанное Морихэем Уэсибой, отличается тем, что в нем нет состязаний за превосходство. Вместо этого оно направлено на развитие взаимного уважения и понимания. Мысли трех поколений семьи Уэсиба — Морихэя, Киссомару и Моритеруу — предлагают глубокий взгляд на философию, практику и будущее айкидо. Их слова подчеркивают важность сострадания, ответственность за передачу искусства и эволюцию айкидо в современном мире.
Суть айкидо
Морихэй Уэсиба, которого часто называют О-Сенсэем, четко сформулировал основные ценности айкидо в интервью 1957 года, подчеркивая, что цель этого боевого искусства — содействие человечности. Он размышлял о том, как в истории боевые искусства использовались для личной выгоды, особенно в период Сэнгоку, и подчеркивал необходимость трансформации этого наследия в путь к универсальной человеческой эволюции. Его видение заключалось в том, чтобы айкидо служило средством развития сострадательного сердца, где практикующие объединяют свои умы с партнерами в ходе ежедневных тренировок.
Киссомару Уэсиба поддержал эту мысль в интервью 1978 года, акцентируя внимание на важности дружбы в практике айкидо. Он предостерег от негативной критики и настоятельно призвал практикующих принять свои различия, сосредоточившись на совместном опыте тренировок. Его призыв к единству среди практикующих, независимо от техники или национальности, отражает стремление к созданию поддерживающего сообщества айкидо.
Обязанность семьи Уэсиба по сохранению и передаче учений айкидо очевидна в размышлениях Моритеруу Уэсиба. В интервью 2019 года он подчеркнул важность передачи искусства так, как это изначально задумал О-Сенсэй. Он отметил, что идеальный возраст для начала серьезной практики — около 15 или 16 лет, когда молодые люди лучше понимают духовные аспекты айкидо. Этот возраст также позволяет развивать физическую основу, необходимую для более сложных техник.
Киссомару также подробно рассуждал на эту тему, подчеркивая ответственность практикующих за сохранение сущности айкидо. Он отметил, что многие предшественники трудились не покладая рук, чтобы помочь обществу понять основную философию айкидо, и что долг нынешних практикующих — продолжать это наследие. Важно не только передавать техники, но и сохранять дух и философию, которые вложены в искусство.
Понимание Основателя
Как Киссомару, так и Моритеруу Уэсиба делились личными впечатлениями о своем опыте общения с О-Сенсэем. Киссомару предостерегал от идеализации Основателя, напоминая практикующим о том, что важно ценить трудности, с которыми столкнулся О-Сенсэй в процессе разработки айкидо. Он подчеркивал, что истинное понимание приходит через признание испытаний, которые он пережил, а не через присвоение ему сверхчеловеческих качеств.
Моритеруу делился более личной точкой зрения, вспоминая свои детские годы, проведенные с О-Сенсэем. Он описывал, как наблюдал за тренировками своего отца и как их отношения были полны глубокого уважения и любви. Эта личная связь с Основателем иллюстрирует семейную привязанность, которая лежит в основе передачи учений айкидо. Эти воспоминания помогают нам понять, что айкидо — это не просто набор техник, а целая философия, которая передается из поколения в поколение.
Семья Уэсиба также предоставила ценные размышления о самой практике айкидо. Киссомару указал на то, что айкидо не следует рассматривать лишь как инструмент для борьбы; это форма духовной тренировки. Он подчеркнул, что те, кто подходит к айкидо с насильственными намерениями, часто не выдерживают долго в тренировках. Вместо этого практика должна развивать внутреннюю мягкость и сострадание, позволяя практикующим развивать внутреннюю силу, которая излучается наружу.
Размышления Морихэя Уэсибы о старении и практике еще больше проясняют эту концепцию. Он делился тем, как, несмотря на физическое снижение, акт преподавания и практики айкидо превосходит возраст. В трогательном радиоинтервью он выразил, что акт преподавания приносит ему жизненные силы и радость, напоминая всем нам, что дух айкидо может вдохновлять людей, независимо от их возраста. Это подчеркивает важность передачи знаний и опыта от старших поколений к младшим.
Сохранение будущего айкидо
Поскольку айкидо продолжает развиваться, семья Уэсиба остается приверженной его сохранению. Киссомару отмечал необходимость адаптации методов преподавания, выступая за спонтанный и естественный подход, а не за жесткие рамки. Эта перспектива поощряет инновации в искусстве, одновременно уважая его основные принципы. Он призывал практиков рассматривать разнообразие подходов как способ обогащения искусства.
Моритеруу подчеркивал, что ответственность за интеграцию айкидо в более широкое общество лежит на каждом практикующем. Он призывал каждого преданного своего дела задуматься о том, как их практика может положительно сказаться на обществе. Это видение формирует чувство ответственности среди практиков, наделяя их силой использовать навыки и знания, полученные через айкидо, для улучшения общества. Это также подразумевает, что каждый практикующий может внести свой уникальный вклад в развитие искусства.
Мысли трех поколений семьи Уэсиба представляют собой богатое полотно мудрости, подчеркивающее важность сострадания, ответственность за передачу и эволюцию айкидо. Их коллективное послание призывает практикующих принимать разнообразие, уважать разные перспективы и следовать своим уникальным путям в искусстве.
Размышляя над этими учениями, становится очевидным, что айкидо — это не просто боевое искусство; это философия и образ жизни, который имеет потенциал содействовать пониманию и единству между людьми. Наследие семьи Уэсиба вдохновляет всех нас продолжать нести истинную суть айкидо, обеспечивая сохранение его основных ценностей для будущих поколений.
В завершение, мы приглашаем вас поделиться своими размышлениями о том, как айкидо повлияло на вашу жизнь и как вы видите его роль в обществе в будущем. Ваши мысли и идеи могут стать ценным вкладом в развитие нашего сообщества и углубление понимания айкидо как искусства и философии. Давайте вместе строить мосты через айкидо, позволяя этому искусству обогатить нашу жизнь и содействовать гармонии в обществе.