Ричард Строцци-Хеклер: Искусство Аикидо как инструмент мира и лидерства
Ричард Строцци-Хеклер, доктор философии, является основателем Института Строцци и посвятил более четырех десятилетий изучению, разработке и преподаванию лидерства и соматики для бизнесменов, руководителей, команд из компаний Fortune 500, НПО, стартапов, а также для правительства и военных США. Его исследования и практика охватывают широкий спектр тем, связанных с человеческим взаимодействием, самоосознанием и трансформацией.
Ричард является автором восьми книг, среди которых наиболее известна «В поисках духа воина». С 2002 по 2007 год он занимал позицию советника НАТО и Верховного главнокомандующего Европы (SACEUR) генерала Джима Джонса, который ранее был советником по национальной безопасности. Также он стал соучредителем Проекта Аикидо на Ближнем Востоке (Mideast Aikido Project), который объединяет палестинцев и израильтян через практику Аикидо.
Ричард имеет степень доктора психологии и является обладателем черного пояса седьмого дана по Аикидо. В своей работе он стремится использовать философию Аикидо как средство для установления диалога и разрешения конфликтов, что делает его подход уникальным и актуальным в современном мире.
Проект Аикидо в Эфиопии
В интервью с Джошем Голдом из Aikido Journal Ричард рассказал об Эфиопском проекте Аикидо, который был запущен в 2004 году. Он и Дон Левин, основатель Aiki Extensions, решили создать инициативу, направленную на объединение людей, чьи группы, страны и этнические группы находились в состоянии конфликта на протяжении веков. Они стремились использовать Аикидо как средство «вторичного дипломатического влияния».
Проект, получивший название «Обучение без границ» (Training Across Borders, TAB), стартовал в 2005 году в Никосии, Кипр, и позже продолжился в Лутраки, Греция. Участниками стали палестинцы и израильтяне, боснийцы и сербы, греки и турки, иорданцы, американцы и иракцы — группы, которые сталкивались с долгосрочными вооруженными конфликтами.
Одним из участников был молодой человек из Эфиопии по имени Тесфайе Текелу. Ричард и Тесфайе сразу нашли общий язык, и Ричард пригласил его в Калифорнию для обучения. Тесфайе стал ути-дэши (учеником) в Доджо Two Rock и прошел курсы по воплощенному лидерству и соматике в Институте Строцци. Позже он вернулся в Эфиопию и начал преподавать Аикидо, что стало началом изменений в жизни молодежи, живущей в условиях гражданских конфликтов.
Работа Тесфайе оказала значительное влияние на молодежь Эфиопии, которая на протяжении веков страдала от этнических и племенных конфликтов. В его уроки Аикидо начали вовлекаться представители различных племен, что стало настоящим событием, учитывая, что ранее межплеменные взаимодействия были крайне редкими. Тесфайе также занимался социальной работой, организуя мероприятия по профилактике ВИЧ, которые после введения демонстраций Аикидо привлекали тысячи людей.
Аикидо, как философия, основанная на принципах взаимопонимания и сотрудничества, оказалась особенно актуальной в контексте Эфиопии. Тесфайе смог показать молодежи, что, несмотря на исторические конфликты, возможно объединение и работа над общими целями. В этом контексте Аикидо стало не просто боевым искусством, а символом надежды и возможности для будущего, свободного от насилия.
Культурный обмен и взаимодействие с местными лидерами
Ричард дважды посещал Эфиопию, последний раз — для участия в Восточном саммите Аикидо, где собрались старейшины пяти крупных племен. Это событие стало историческим, так как впервые в истории Эфиопии такие руководители собрались под одной крышей. Используя философию Аикидо, они инициировали обсуждение альтернативных способов разрешения конфликтов, гендерного равенства и проблем образования и здравоохранения.
Совместные занятия и культурные обмены позволили создать пространство для диалога и понимания. На мероприятии присутствовала и крупнейшая рок-группа Эфиопии, что добавило ярких эмоций в атмосферу семинара. Ричард отметил, что такое взаимодействие стало возможным благодаря философии Аикидо, которая способствует созданию безопасного пространства для обсуждения сложных тем.
Недавно организация «Аикидо Эфиопии» приобрела участок земли в Хавассе, втором по величине городе страны, где строится специализированное доджо. Это стало возможным благодаря собранным средствам и поддержке новых доноров. В группе уже есть два нидана и четыре шодана, а недавно прошел тест на 1-й кю для кенийского ученика. Женщины юданша стали первыми женщинами-шоданами в Субсахарской Африке.
Ричард подчеркивает, что Аикидо стало для молодежи не только способом физической активности, но и возможностью для создания нового будущего, свободного от насилия. Несмотря на постоянное насилие и конфликты, местные жители стремятся к сотрудничеству и взаимопониманию, что делает философию Аикидо особенно актуальной.
Аикидо, как искусство, основано на принципах взаимопомощи и уважения к партнеру. Эти идеи становятся особенно важными в условиях конфликтов, где насилие и агрессия могут разрушать жизни и сообщества. Ричард отмечает, что в Эфиопии люди устали от конфликтов и ищут альтернативные подходы к разрешению споров. Аикидо предлагает не только физическую практику, но и философию, которая способствует развитию взаимопонимания и сотрудничества.
В результате интеграции Аикидо в местную культуру, молодежь начинает осознавать важность совместной работы. Это стремление к взаимопомощи и пониманию становится критически важным в контексте восстановления и построения мира.
История Ричарда Строцци-Хеклера и его работы в Эфиопии демонстрирует, как Аикидо может служить мощным инструментом для мира и лидерства. Через обучение и культурный обмен, Аикидо становится не просто боевым искусством, а средством, позволяющим людям находить общий язык и строить будущее, основанное на взаимопонимании и сотрудничестве. Тесфайе Текелу, как яркий пример этого процесса, показывает, что даже в условиях конфликтов возможно создание пространства для изменений и развития.
Эта инициатива вдохновляет многих, подчеркивая, что даже в самых сложных условиях возможно найти пути к миру и пониманию. Аикидо становится не только физической практикой, но и философией жизни, которая может изменить судьбы отдельных людей и целых сообществ.